Законодательство о правах ребенка.Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Постановлением Верховного
Совета СССР от 13 июня 1990 года № 1559-1, предусматривает обязательство
государства защищать детей от жестокого обращения:
Статья 37.
Государства-участники обеспечивают, чтобы:
а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким,
бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.
Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей», принятые
Резолюцией специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 10мая 2002
года № S-27/2 также предусматривает меры по защите детей от жестокого
обращения: Статья 3. Защита от жестокого обращения, эксплуатации и насилия:
Дети имеют право на защиту от всех форм жестокого обращения, невнимания,
эксплуатации и насилия. Общество должно ликвидировать все формы насилия
в отношении детей. В этой связи мы преисполнены решимости:
а) защищать детей от всех форм жестокого обращения, невнимания, эксплуатации и насилия;
с) защищать детей от всех форм сексуальной эксплуатации, включая педофилию, торговлю и похищения;
е) облегчить участь миллионов детей, живущих в особенно трудных условиях.
Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого
обращения с ребенком. Каждое государство должно разработать свои
механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.
В настоящее время Российское законодательство не дает четкого
определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие
впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году.
В Семейном Кодексе Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ
понятие «жестокое обращение с детьми» включено в статью 65, но понятие
также не раскрыто.
Статья 65. Осуществление родительских прав:
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред
физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое,
грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или
эксплуатацию детей.
Виды насилия
Жестокое обращение – это любые
действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей,
лиц, их заменяющих, или других взрослых, в результате чего нарушается
здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его
оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права
и свободы. Жестокое обращение включает в себя физическое и сексуальное
насилие; физическое пренебрежение; недостаток внимания; эмоциональное
неправильное обращение; покушение на половую неприкосновенность; а также
морально-юридическое неправильное обращение.
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Формы насилия над детьми:
1.Физическое насилие.
2.Сексуальное насилие.
3.Психическое насилие (эмоционально неправильное обращение).
4.Экономическое насилие (отсутствие заботы, пренебрежение основными потребностями ребенка).
Физическое насилие – действия
(бездействия) со стороны родителей или других взрослых, в результате
которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или
находится под угрозой повреждения.
Сексуальное насилие – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.
Психическое насилие – эмоционально
неправильное обращение с детьми: обвинение, оскорбление, угрозы в адрес
ребенка (брань, крики, внушение чувства страха).
Экономическое насилие – это
отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка),
невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском
обслуживании, присмотре.
Причины жестокого обращения с детьми.
Причин жестокого обращения с детьми, как правило, бывает несколько:
- это нарушение привязанности, отсутствие живого чувства к ребенку,
которое удерживает человека от жестокого поведения (чаще всего этим
страдают те родители, которые не знали материнской любви);
- это недостаточность родительских компетенций (молодая мать – может просто не знать, как правильно ухаживать за ребенком);
- это нехватка внутренних ресурсов у семьи, чтобы справиться с внешними
бедами, что приводит к нарушению внутрисемейных отношений (родители
могут не понимать последствий своего жестокого обращения с ребенком,
например, излишне строгие наказания часто воспринимаются родителями как
правильная тактика воспитания ответственности);
- это семейные традиции, допускающие жестокое обращение как норму отношений;
- это алкоголизм и наркомания в семье, психическая болезнь одного из родителей;
- это депрессия, отчаяние и безысходность ситуации, которые переживают
взрослые члены семьи – что становится частыми причинами отсутствия
должного ухода за детьми, эмоционально неправильного обращения.
Виды ответственности лиц,
допускающих жестокое обращение с детьми в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.Административная ответственность –
родители или иные представители несовершеннолетних, допустившие
пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие или
ненадлежаще исполняющие обязанности по содержанию, воспитанию, обучению,
защите прав и интересов несовершеннолетних, подлежат административной
ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об
административных нарушениях (ст. 5.35).
Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по
делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов,
муниципальных районов Хабаровского края. Уголовная ответственность –
Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность
лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также
по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными
потребностями детей, отсутствие заботы о них. Например: ст. 111
(умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 116 (побои), ст. 117
(истязание), ст. 131 (изнасилование), ст. 132 (насильственные действия
сексуального характера), ст. 135 (развратные действия), ст. 125
(оставление в опасности), ст. 124 (неоказание помощи больному), ст. 156
(неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 110
(доведение до самоубийства) и другие.
Гражданско-правовая ответственность
– жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для
привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в
соответствии с Семейным Кодексом Российской Федерации. Например: ст. 69
(лишение родительских прав), ст. 73 (ограничение родительских прав), ст.
77 (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его
здоровью).
В соответствии с Законом об образовании дисциплинарной ответственности
могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит
обеспечение воспитания несовершеннолетних. Например, статья 2 говорит,
что государственная политика в области образования основывается на
принципе гуманистического характера образования, приоритете
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного
развития личности;
пункт 6 статьи 15 гласит: «Дисциплина в образовательном учреждении
поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся,
воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического
насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается».
Статья 156 УК РФ предусматривает штраф, исправительные работы или
тюремное заключение до трех лет за ненадлежащее исполнение педагогом
обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние
соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Возможно также
лишение права вести педагогическую деятельность на несколько лет.
Статьи 115 и 116 УК РФ устанавливают ответственность за побои и
истязания. Статья 336 ТК РФ предусматривает увольнение педагога даже за
однократное применение физического или психического насилия к учащемуся. Ресурсы интернета
|