Основные направления работы с одаренными детьми в старшей школе.
Одно из основных направлений моей педагогической деятельности –
«учить - значит развивать». Для этого стараюсь на каждом уроке включать
задания на развитие памяти, логического мышления, внимания. Такая
работа способствует формированию мотивации к изучению химии и биологии, а
также позволяет выявить школьников, проявляющих интерес к названным
предметам. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в
поиске ответов, отличаются хорошей памятью, склонны к размышлениям.
Чтобы не потерять их, а также смотивировать остальных на изучение
химии и биологии, я провожу внеклассную работу, которая имеет два
направления: подготовка к олимпиадам и исследовательская деятельность.
Остановлюсь на первом направлении. Традиционно районным предметным
олимпиадам предшествуют школьные, которые я провожу в два этапа. В
первом участвуют все обучающиеся. Набравшие наибольшее количество
баллов переходят во второй тур, где и определяются победители, с
которыми мы готовимся к районной олимпиаде. Прежде всего, школьники
выполняют тесты, с целью выявления пробелов. Затем начинается работа по
повторению и углублению учебного материала. Параллельно прорешиваем
качественные и количественные задачи. В последние годы очень мало
выпускается или, можно сказать, почти не выпускаются сборники
олимпиадных и занимательных задач. Для подготовки школьников я использую
предметные журналы, Интернет-ресурсы, создана картотека заданий по
биологии и химии, которые предлагались на олимпиадах различного уровня,
начиная с 1994 года.
Как результат - мои ученики постоянные призеры районных, зональных
олимпиад. В этом году заканчивает химический факультет ТГУ Знаменщиков
Александр, который на протяжении трех лет был победителем районных и
зональных олимпиад, призером областной.
Второй год в районе проводится заочная биолого-химическая олимпиада,
посвященная памяти учителя химии С.Ю. Радионовой. Как руководитель
районного методического объединения подбираю такие задания, чтобы
выявить не только уровень подготовки обучающихся, но и сформированность
ключевых и предметных компетенций. В прошлом учебном году за
основу взяла Соросовские олимпиады, которые выполняли учащиеся 8-11
классов из семи школ района. В этом году использовала задания
всероссийской олимпиады, всероссийской заочной школы, интернетовского
задачника. Приведу несколько примеров:
Задание по биологии. Перед вами список организмов – персонажи сказки о
Вини-Пухе: Пчела, Чертополох, Медведь, Тигр, Кенгуру, Осел, Дуб, Сова,
Свинья, Кролик, Человек. Предложите как можно больше признаков, по
которым их можно разделить на две группы. Для каждого критерия укажите,
какие организмы в какую группу попадут.
Задание «Завтрак Ридера».
До введения в практику рентгенологии желудка рентгеноконтрастного
вещества А для этой цели по предложению немецкого исследователя Ридера
использовали манную кашу с порошком металлического Б. Этот состав и
получил название «Завтрак Ридера». Однако он не обеспечил хорошей
контрастности рентгеновского снимка и не давал достаточно интенсивную
тень. К тому же Б в организме частично переходит в соединения, которые в
больших количествах ядовиты.
Вещество А встречается в природе в виде минерала барита, не растворяется в разбавленных кислотах.
Металл Б растворяется только в разбавленной азотной кислоте и царской
водке. В первом случае получается нитрат, во втором хлорид металла. В
других кислотах и щелочах металл Б нерастворим.
1. Установите вещество А. Напишите реакцию взаимодействия А с углем при нагревании.
2. Установите металл Б, если массовая доля металла в
соли, полученная при растворении металла в азотной кислоте, составляет
52,91%.
3. Напишите реакцию взаимодействия металла Б с азотной кислотой и царской водкой.
4. Почему вещество А используют как рентгеноконтрастное вещество?
Жюри проверило 42 работы по химии и 17 работ по биологии из 12 школ
района и отметило хорошее качество выполнения заданий. Многие из
заочников участвовали в районной предметной олимпиаде и показали лучшие
результаты.
Впервые в феврале этого года мои 6- и 8-классники участвовали в 4
олимпиаде по основам наук Уральского федерального округа. Многие
огорчились, что не было заданий по химии.
Активно участвуют школьники и в различных конкурсах. В районной игре
«Умники и умницы», посвященной 175-летию со дня
рождения Д.И. Менделеева, Саяпин Евгений и
Золотавин Дмитрий заняли соответственно первое и третье места. В прошлом
учебном году был проведен районный конкурс «Оч. умелые ручки», в ходе
которого командам необходимо было выполнить практические задания на 5
станциях: «Реакционная», «Аналитическая», «Технологическая»,
«Распознавательная», «Разделительная». Команда нашей школы заняла первое
место.
Вторым направлением работы с одаренными детьми является
исследовательская работа. Как правило, интерес к такой деятельности
начинается с уроков, где закладываются основные умения работать с
биологическими объектами, веществами, оборудованием. Я считаю, что
лучше запомнится тот учебный материал, где школьник будет «работать
руками». Поэтому при составлении календарно-тематического планирования
стараюсь включать как можно больше лабораторных опытов и практических
работ. Для внеурочной деятельности разработаны программы кружков,
факультативов и элективных курсов. Так, девятиклассникам предлагаю два
элективных курса: «Аптечное производство» и «Домашняя химическая
лаборатория», одиннадцатиклассникам – «Кирпичик жизни (основы
цитологии)».
Чтобы ребята могли учиться друг у друга, создано научное общество
«Юные исследователи природы», первым президентом которого был Кондратьев
Валерий.
Валера начал заниматься исследовательской работой с 9 класса и на
протяжении трех лет участвовал в школьных, районных и областных
научно-практических конференциях. С работой «Влияние биогенных и
небиогенных тяжелых металлов на живые организмы» он занял первое место в
областной конференции «Шаг в будущее», третье в областной
экологической конференции «Сохраним Землю голубой и зеленой»,
участвовал в российском конкурсе «Человек на Земле».
В этом учебном году третье место в районной и областной экологических
конференциях «Сохраним Землю голубой и зеленой», четвертое в Областной
научной конференции молодых исследователей программы «Шаг в будущее»
занял Михайленко Алексей. Работа «Использование датчика
электропроводности для проведения химического эксперимента» Шемякина
Александра заслужила третье место в Областной научной конференции
молодых исследователей программы «Шаг в будущее». Девятиклассник
Угренинов Владислав победил на районной экологической конференции
«Сохраним Землю голубой и зеленой». Его работа посвящена влиянию
автотранспорта на экосистему города. Все три работы мы отправили на
конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского.
Ребята свои работы продолжают и помогают новым членам научного
общества, учащимся 5-9 классов, осваивать азы исследовательской
деятельности.
Последнее обновление (17.01.11 13:30) |