| Организация исследовательской работы. В последнее время по-новому формулируются цели образования и
воспитания: школа должна не только повышать интеллектуальный потенциал
страны, но и создавать условия для формирования из каждого ученика
свободной, творческой, критически мыслящей личности, способной
осознавать и развивать свои задатки и склонности, находить свое место в
жизни. Выпускнику нужны не только прочные знания, но и умения применять
их на практике, в повседневной жизни. А поможет ему в этом
исследовательская работа.
Как правило, интерес к такой деятельности начинается с уроков, где
закладываются основные умения работать с биологическими объектами,
веществами, оборудованием. Я считаю, что лучше запомнится тот учебный
материал, где школьник будет «работать руками». Поэтому при составлении
календарно-тематического планирования стараюсь включать как можно больше
лабораторных и практических работ. Для активизации познавательной
деятельности школьников использую проблемный метод, предлагаю
развивающие задания, например, при каких условиях выражение 9+8=5 имеет
смысл. Использую нетрадиционные уроки: урок-исследование, урок - защиты
презентаций. Уже на первых таких уроках заметны терпеливые, аккуратные,
настойчивые, трудолюбивые обучающиеся, у которых есть желание самому
познать что-то новое.
Задания исследовательского характера школьники выполняют не только на
уроке, но и дома. Например, работая по программе О.С. Габриеляна,
восьмиклассникам предлагаю домашний эксперимент из учебника Л.
Кузнецовой. Такие задания мои воспитанники выполняют только по желанию,
даже, если домашний эксперимент не получился, выставляю хорошие и
отличные оценки. В качестве домашнего задания выступает и подготовка
сообщений, небольших рефератов, подборка интересных фактов по теме,
создание презентаций, проектов. Обязательно объясняю требования,
предъявляемые к таким работам.
Для внеурочной деятельности разработаны программы кружков,
факультативов и элективных курсов. Так, девятиклассникам предлагаю два
элективных курса: «Аптечное производство» и «Домашняя химическая
лаборатория», для одиннадцатиклассников – «Кирпичик жизни (основы
цитологии)». На факультативных занятиях и на элективных курсов школьники
более глубоко знакомятся с методикой проведения исследовательских
работ. Результат таких занятий – написание работ. Так, в прошлом учебном
году пять девятиклассников сдавали экзамен в форме защиты реферата. Три
работы заняли призовые места на районной научно-практической
конференции «Шаг в будущее» в этом году.
Чтобы ребята могли учиться друг у друга, оказывать помощь, в 2003 году
создано научное общество «Юные исследователи природы», сейчас – это
секция школьного научного общества.
Результативность.
Михайленко Алексей «Средства бытовой химии: реклама и реальность», 10
класс • Школьная конференция «Шаг в будущее» (2007 год) – 1 место
• Районная конференция «Шаг в будущее» (2006 год) – 1 место
• Районная конференция «Сохраним свою Землю голубой и зеленой» (2007
год) – 2 место
• Областная конференция «Сохраним свою Землю голубой и зеленой» (2007
год) – 3 место
• Областная конференция «Шаг в будущее» (2007) - 4 место
(поощрительная грамота)
• Получил номинацию во вторм туре Конкурса имени В.И. Вернадского (2008)
• 1 место в региональной конференции «Экология жизненного пространства»
• 2 место в конкурсе «ТехЛидер». Проводимом ТГНГУ
Шемякин Александр. «Использование датчика электропроводности для
химического эксперимента», 10 класс Областная конференция «Шаг в
будущее» (2007 год) – 3 место
Угренинов Владислав. «Влияние выхлопных газов на живые организмы», 9
класс • Районная конференция «Шаг в будущее» (2006 год) – 3 место
• Районная конференция «Сохраним свою Землю голубой и зеленой» (2007
год) – 1 место
• Приглашен для участия во второй тур Конкурса имени В.И. Вернадского
(2008)
Костоломова Кристина. «Какой сок лучше?», 8 класс
• Школьная конференция «Первые шаги в науку» (2008 год) – 1 место
• Районная конференция «Первые шаги в науку» (2008 год) – 2
место
Шепелина Ксения, Баннова Марина, Пирогова Алена • 1-3 места в районной
научно-практической конференции «Шаг в будущее» (2008)
Обучающиеся продолжают работать над выбранными темами и помогают новым
членам научного общества, учащимся 5-9 классов, осваивать азы
исследовательской деятельности.
Таким образом, исследовательская работа повышает познавательный интерес
не только по предмету, но и расширяет кругозор, учит ребят отстаивать
свою точку зрения, уметь добиваться своей цели, признавать ошибки,
находить пути решения. Все это им, считаю, пригодится при получении
профессионального образования.
| |