Суббота
16.10.2021
03:44
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МАОУ "СОШ №1" г. Заводоуковск
Главная Регистрация Вход
Лежнёва Валентина Леонидовна »
Меню сайта

Категории раздела
Последние публикации [0]
Последние публикации

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


 Валентина Леонидовна - грамотный, эрудированный специалист, в совершенстве владеющий базовым компонентом содержания преподаваемых предметов, знаниями по смежным дисциплинам. Характерная особенность её работы - продуманная система активизации мыслительной деятельности школьников, умение вовлечь в неё каждого ребёнка. Уроки проводит живо и интересно, умеет придать игровую форму любому заданию познавательного  содержания. 

  Учитель глубоко вникает в индивидуальность и внутренний мир каждого ребёнка, умеет поставить себя на место ученика, предвидеть возможные трудности, проявить терпение, подбодрить и успокоить тех, кто чувствует себя неуверенно. На занятиях  учитель создаёт комфортную обстановку для детей. Она учит думать, рассуждать, отстаивать своё мнение. Дифференцированный подход помогает каждому ученику сделать выбор задания по своим силам. Педагогический мониторинг позволяет  педагогу строить учебный процесс с опорой на индивидуальные способности учащихся.
Валентина Леонидовна награждена Грамотой Губернатора Тюменской области.


«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.»

 Ш.А. Амонашвили.       

Тема по самообразованию: «Развитие познавательной самостоятельности младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»  

Тема работы, по моему мнению, является актуальной, так как инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высоко образованной интеллектуально развитой личности.

Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому я считаю, что воспитанием и становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся.

Я убеждена, что важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.

Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности. Вопрос о движущих силах развития ребенка решается в контексте понятия ведущей деятельности. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность.

Работая по  программе Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа XXI века” передо мной встала проблема: как активизировать познавательную самостоятельность учащихся с разными складами ума, сделать обучение комфортным, содействовать укреплению психического и физического здоровья детей?

По результатам психологической диагностики учащиеся моего класса обладают разными складами ума – у одних аналитический (32%), у других преобладает наглядно-образный (40%), у третьих - образные и абстрактные компоненты развиты относительно равномерно (28%) .

Я поставила перед собой цель:

определить рациональные пути и условия активизации самостоятельности младших школьников  в процессе обучения.

Исходя из целей моей педагогической деятельности, появились следующие задачи:

·         осуществить психолго-педагогический анализ проблемы активизации самостоятельности младших школьников в учебной деятельности;

·         определить критерии диагностики уровня развития самостоятельности младших школьников в учебной деятельности;

·         проанализировать эффективность педагогических условий развития самостоятельности младших школьников в урочное и внеурочное время;

 В основу исследования положена гипотеза: познавательная самостоятельность младших школьников в процессе обучения максимально активизируется, если:

·         обеспечена продуктивная актуализация обобщённых базовых знаний, умений и навыков по учебному предмету как условие осуществления самостоятельной познавательной деятельности;

·         разработана система познавательных заданий с возрастанием содержательной и операционной сложности от урока к уроку, из класса в класс и включается в учебный процесс как его органическая часть;

·         созданы оптимальные педагогические условия и рациональная технология, обеспечивающие формирование и развитие самостоятельности школьников в добывании знаний.

 

       Методы исследования: для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретические методы: анализ психолого-педагоггической и методической литературы по проблематике; нормативной документации о модернизации системы современного образования; изучение передового педагогического опыта.

Эмпирический метод: включенное наблюдение, беседы с учащимися и родителями, анкетирование, изучение и анализ творческих работ.

Ядром формирования познавательной деятельности выступает познавательный интерес. Проблема познавательного интереса в педагогике актуальна и популярна. Центральный вопрос, изучаемый нашей дидактикой – это вопрос о месте познавательного интереса в учебном процессе, его источниках и приемах стимуляции, о взаимообусловленности его как мотива учения со способами познавательной деятельности.

Над данной проблемой я работала 4 года, когда набрала первоклассников.

Изучение темы я разбила на 3 этапа: это диагностика уровня развития младших школьников (1 класс) ; изучение теоретической части и практическая реализация (2 -4 классы)

Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а так же выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя.

- Где и как  можно развивать познавательную самостоятельность младших школьников?

Это прежде всего на уроке и во внеурочной деятельности.

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от  умения учителя "и наполнить сосуд, и зажечь факел”, от умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие.

Одним из средств формирования познавательного интереса мл. школьников является занимательность.

Дети очень любят рифмованные строчки, лучше запоминают "правила в стихах”.

Например, каждый урок обучения грамоте мы начинаем с алфавитной песенки:

АБВГДЕЁ – постираем мы бельё,

ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем,

НОПРСТУ - погуляем по мосту,

ФХЦЧШЩ – вот такая чаша,

ЪЫЬ – не запомнятся никак,

ЭЮЯ - вот такая моя семья.

Для упражнения в скором и быстром, чистом произношении используем чистоговорки и скороговорки.

Наиболее эффективным средством включения в процесс учения на уроке является игровая деятельность, особенно в 1 классе. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения.

 Игры "Доскажи словечко”

"Чей ребенок”      

У белки – бельчонок         У галки - …..

У мыши - ………        У свиньи - ……….

"Чья жена?”           

Лев – львица            Гусь - …….

Слон - слониха        Индюк - ………

Следующий занимательный материал – это ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты – позволяет ребенку потренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью.

Кроме обычных кроссвордов используем кроссворды-тесты, где на вопрос дается три ответа: ребенок выбирает правильный и заполняет кроссворд.

 В первом классе мы берем за основу игровой метод обучения и весь процесс формирования строим на игре.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

 

Приемы, которыми мы пользуемся для повышения интереса к учебному материалу:

1. Прием "Привлекательная цель”

Например, помоги Петушку выбраться из лабиринта чисел (а цель учителя - закрепление последовательности чисел первого десятка).

2. Прием "Отсроченная отгадка”

В начале урока учитель задает загадку, а отгадка будет открыта на уроке, а может быть и на следующем. Например, перед чтением сказки Ш. Перро задать вопрос "Какой город славится "поющим” животным?”

3. Прием "Фантастическая добавка”

Дети любят фантазировать жить в мире фантазии, нужно дать им эту возможность и на уроке. Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.РАСУСТ /страус/        ДУЗЕМА /медуза/ КУТИЛА /улитка/ КРИКОЛ /кролик/

4. Прием "Лови ошибку”

Главное научить не только мгновенно реагировать на ошибку (светофорчик, хлопок и т.д.), но и доказать почему ошибка и как её исправить. На уроках письма обычно ошибается Незнайка или Буратино, которые неверно пишут буквы.

5. Прием "Свобода выбора”

На уроках обучения грамоте – читать на любой странице, но обязательно отчитаться – рассказать, нарисовать, а на математике – любое задание из тетради на печатной основе. Прием безотказный – ни одного скучающего лица.

7. Прием "Драматизации и театрализации”

В литературном чтении Л. А. Еросининой  много таких произведений, которые можно разыграть по ролям – потешки, сказки, диалоги или разыгрываем сценки на учебную тему на уроке  русского языка

 8. Прием "Да-нетка” - универсальная игра, которая учит слушать и слышать друг друга.

Таких приемов много.

Но далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.

Нам нужно правильно организовать формирование учебной деятельности.

Одно из важнейших средств для развития интереса – это самостоятельная работа. Но ребенку будет интересно, если он выполнит задания, поэтому вводим поуровневое обучение.

Следующая предпосылка учебной деятельности – умение планировать свои действия. Это умение более всего развивается на уроках русского языка, математики, труда, при различных видах конструирования. Важно учить детей самоконтролю. Этому помогают различные схемы, модели.

Нужно научить детей не бояться ошибок, а умело исправлять их. Хорошим средством для развития самоконтроля является комментирование.

Прием "Найди красивые…”

Например: Найди у себя самую красивую букву, а теперь самую некрасивую.

Или дети на уроке выступают в роли учителя. На доске пишутся примеры,  в которых допускаются ошибки. Ребята с большим интересом их находят и исправляют.

Познавательный интерес напрямую зависит от успешности школьного обучения. Он является реальной силой для преодоления отставания в учении. В первую очередь надо определить причины отставания. Они могут быть разнообразны, но в основном это недостаточная сформированность познавательных процессов. Поэтому учебные задания должны включать в себя всю систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением и заканчивая операциями логического и творческого мышления.

Так на уроках окружающего мира не все дети могут выйти к доске и пересказать какой-то материал, а вот приготовить реферат, сообщение эти дети делают с удовольствием. (показ рефератов)

Познавательная деятельность ребенка не ограничивается лишь уроками, а продолжается в их внеурочной деятельности. В процессе организации внеклассной работы необходимо воспитывать общий интерес к знаниям. Научить ребенка удивляться и быть наблюдательными. Этому способствуют экскурсии.

Но обязательно перед проведением экскурсий замотивировать детей. Например, хотите узнать, где прячется осень? Или,  а вы знаете, как к нам в дом попадают газеты и журналы?

Следующий блок внеклассной работы - это часы общения. Они проводятся в форме праздника, игры, викторины, КВНа. Тематика:

"Здравствуй, это – Я”

"Моя любимая игрушка”

Праздники "Мои первые в жизни каникулы”

"До свиданья, первый класс”(второй, третий)

Викторины "Кто хочет стать Знайкой”

В рамках декад по предметам в младших классах проводим "Интеллектуальную ярмарку”, занимательные часы по предметам.

Хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной деятельности - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Учитель в процессе обучения опирается на веру во всеобщую талантливость детей, на известный с времен античности девиз "Учись обучая” и на психологическую парадигму "Успех рождает успех”.

Результаты

Дети моего класса стали активнее на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить.

На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли.

Начиная с первого класса  мои дети занимали призовые места в школьных олимпиадах.

Учащиеся моего класса принимают участие в проектно-исследовательской деятельности, защищают свои проекты на городской научно-практической конференции.

Во 2 классе дети приняли участие в школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку»: исследовательская работа по теме: «Свойства воды»; 

В 4-ом классе в школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» было 3 исследовательских работы (Коваленко М., Бубенко Ю., Зелинская С.) заняли Коваленко Максим, Зелинская Саша -  3 место; Бубенко Юля – 2 место

В районной двое учащихся: Коваленко Максим – 3 место, Бубенко Юля

В областном креатив-фестивале Юля Бубенко заняла 3 место.

 По итогам своего исследования я делаю вывод, что особенности интеллекта каждого ребенка не являются застывшими, раз и навсегда данными, а подвержены прогрессивным изменениям при определенных условиях.

 

 

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Октябрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Друзья сайта